Международный день логопеда – профессиональный праздник логопедов, дефектологов и специалистов, которые имеют отношение к данной сфере деятельности.
Праздник отмечают ежегодно 14 ноября во всем мире.
Празднуется: | в России, Украине, Беларуси и других странах мира |
Учрежден: | В 2004 г. |
Значение: | информирование человечества о существовании науки о нарушениях речи и способах их устранения посредством специального обучения |
Традиции: | чествования; конференции; конкурсы; круглые столы; собрания; вручение подарков и цветов; в некоторых российских ВУЗах также проходят концерты, а в садах проводят детские праздники |
История происхождения
Зарождение специальности произошло в XIX веке. Логопедия сформировалась как отдельная ветвь науки в 1850-х годах, хотя и в несколько упрощенном виде. Специалисты того времени считали, что нарушения речи связаны с проблемами речевой мускулатуры и трудностями артикуляции.
До этого времени существовала лишь сурдопедагогика, занимавшаяся проблемами людей с особенностями слуха и их умением разговаривать.
С развитием науки направление постепенно наполнялось и педагогическим содержанием. Современный логопед обладает навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания, работает как с детьми, так и со взрослыми.
Его работа не ограничивается исправлением вербальных особенностей речи человека — специалисты в этой области корректируют письмо, дыхание и даже глотание, что особенно актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности.
В мире существует профессиональное сообщество логопедов — Комитет речевых и языковых терапевтов, или CPLOL (Comité Permanent de Liaison des Orthophonistes), в который входят десятки стран. С его подачи каждый год 6 марта, начиная с 2004 года, в Европе стал праздноваться День речевых терапевтов.
В России его немного видоизменили, дали более привычное русскому уху название «День логопеда» и выбрали дату 14 ноября. В этот день его отмечают еще в Беларуси, Казахстане и Украине.
Как отмечают? Традиции
День логопеда — праздник, который мало освещен за пределами сообщества. В основном он отмечается в узком кругу специалистов: устраиваются конференции и мастер-классы, собрания и, конечно, неформальные мероприятия.
Коллег поздравляют представители близких профессий — педагоги, психологи, дефектологи, а также друзья, родные и пациенты.
В каких странах празднуется?
Также как и в России, международный день логопеда отмечается в Украине, Беларуси и многих других странах мира.
Поздравления
«Поздравляю с Международным днём логопеда. Желаю звуков радости в жизни и чётких слов вдохновения, желаю умело исправлять дефекты дикции и легко избавляться от любых недостатков каждого дня. Желаю всегда оставаться при высоком профессионализме, отличном настроении и удачном положении».
«С Международным днём логопеда спешим поздравить компетентных людей, помогающих всем тем, кто испытывает трудности в общении, социализироваться и стать полноценными личностями, справиться со своими недостатками! Пусть в жизни каждого логопеда никогда не будет печали, горя и неудач, а радость и счастье всегда согревают душу»!
«Примите поздравления, дорогие логопеды, самые терпеливые, внимательные, всегда помогающие достигать с уверенностью хороших результатов. Будьте счастливы, по жизни идите с открытым для любви и мечты сердцем! Успехов вам»!
Что подарить?
- Букет цветов. Букет цветов станет сдержанным и деловым презентом. Такой подарок позволит выразить благодарность за профессиональные заслуги.
- Элементы декора. Картина, панно, настенные часы, комнатный фонтан или статуэтка послужат символичным презентом, который будет украшать рабочий кабинет или гостиную и напоминать о дарителе.
- Обучающий материал. Конструктор, головоломка, настольная игра, кукольный театр станет полезным и практичным презентом для логопеда, работающего с детьми. Обучающий материал позволит сделать сеансы интересными и продуктивными.
- Измерительные аксессуары. Метроном, секундомер или песочные часы станут практичным и полезным презентом для логопеда. Они украсят кабинет, позволят следить за ритмом и скоростью речи.
Конкурсы
- Народная мудрость. В конкурсе принимают участие две команды с одинаковым количеством участников. Каждая из команд должна вспомнить и произнести, как можно больше пословиц и поговорок о голосе и словах. Команда, на чьем счету окажется больше крылатых выражений, побеждает в конкурсе.
- Звуки природы. Для проведения конкурса необходимо подготовить аудиозаписи различных звуков природы: шум дождя, звук водопада, пение различных птиц, стук дятла, хруст снега, свист метели и т.д. Участники конкурса должны прослушать все записи и дать им определение. Тот, кто верно опишет все звуки, получает победу в конкурсе.
- На разных языках. В конкурсе может принимать любое количество участников. Ведущий произносит какую-либо фразу. Например: «Доброе утро», «Приятного аппетита», «Я тебя люблю» и т.д. Участники конкурса должны записать транскрипцию этой фразы и произнести ее на разных языках мира. Тот, кому удастся перевести выражение на большее количество языков, занимает первое место в конкурсе.
Задание на день
Узнайте у родителей, в каком возрасте вы начали говорить, и какое было ваше первое слово.
О профессии
Логопеды работают в основном в школах, детских садах, центрах, но некоторые открывают и частную практику. Однако, их объединяет одна цель – борьба с нарушениями речи: отсутствием либо недоразвитием произношения, проблемами с тембром, темпом произносимой речи, различными отклонениями, появившимися в результате патологий нервной системы и так далее.
Логопед обязан обладать определенными профессиональными и личностными качествами: терпением (так как этот процесс может занять не один месяц), дипломатичностью (особенно у взрослых людей к моменту обращения к специалисту формируются комплексы), индивидуальным подходом.
Каждый специалист должен быть еще психологом и педагогом, а великолепные теоретические знания помогут добиться лучшего результата.
Интересные факты
Специалисты, исправляющие «фефекты фикции» (помните логопеда, воплощенного неподражаемым Роланом Быковым в фильме «По семейным обстоятельствам»?) работают, в первую очередь, с человеческой речью.
Вот несколько интересных фактов о ней:
- Каждый разговор обеспечивает нам немалую физическую нагрузку — в процессе беседы человек задействует около сотни мышц шеи, груди, челюсти, губ.
- Одни и те же слова могут обретать разный смысл, в зависимости от того, каким тоном и с какой интенсивностью они произнесены. Из будничного вопроса «Как дела?» ваш собеседник сможет сделать вывод о вашем настроении, отношении и ответе, который вы ожидаете получить. Предзаданность смысла ваших фраз контролируется благодаря работе и координации мышц, задействованных в речи.
- 14 — максимальное количество звуков, которое человек может произнести за 1 секунду.
- Дети начинают изучать язык еще в материнской утробе. Например, во французских семьях младенцы плачут с повышающейся интонацией, характерной для их языка. В немецких — напротив, с понижающейся.
- Человек — единственный из всех млекопитающих обладает весьма широким диапазоном звуков. Благодаря эволюции голосовой аппарат у нас находится в гортани ниже, чем у кого-либо из приматов. Поэтому мы — уникальные обладатели резонансной системы большого спектра, без которой невозможно представить речь и любой из существующих языков.
- Нежвано в кокам пряодке напнсаиы бвукы в своле. Чолевек сомежт его почерсть, елси певаря и пснлеодяя бвука нхоадтяся на совем мсете. Это подрисхоит из-за тгоо, что члосвеечекий мзог не чтиеат кжадую бкуву, а сичвытеат своло цлекиом.
- Древнеримский врач Клавдий Галлей, живший во ІІ веке до н.э. впервые ввел научную терминологию болезней речи. Он разделял расстройство голоса и речи, объясняя, что первая группа нарушений связана с дефектами гортани и мышц, а вторая – языка и окружающих мягких тканей. Также он описывал речевые расстройства вследствие заболеваний центральной нервной системы.
- Многие люди считают, что логопед – это врач, однако это убеждение ошибочно. Эти специалисты обучаются на дефектологических факультетах педагогических ВУЗов. Однако они глубоко изучают анатомию речевого аппарата, неврологию и психологию.
- Голос считается визитной карточкой человека. Во многих банках мира сейфы запрограммированы на голос владельца. Система распознает малейшие изменения тона, что является надежной защитой от взлома.
- Массаж кистей рук у малышей способствует не только овладению навыками письма, но и развитию речи ребенка.
- К трем годам словарный запас ребенка составляет около 1000 слов, а в его речи уже присутствуют развернутые фразы.
Похожие праздники в РФ
- 22 октября в России проходит Международный день заикающихся людей.
- 27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников.
Как стать логопедом?
Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология.
Известные представители профессии
-
Власова Наталия Александровна (1899—1989). Логопед-дефектолог, кандидат педагогических наук, профессор. Окончила 2-й МГУ (ныне МПГУ). В 1929 г. с профессором В. А. Гиляровским организовала в больнице им. Соловьева детскую площадку, где оказывалась логоте-рапевтическая помощь заикающимся детям.
- Доброгаев Сергей Мартьянович (1873, дата кончины неизвестна). Врач-невропатолог, профессор. Работал зав. кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии с 1932 по 1935 гг. в Ленинграде. Большая часть его работы связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лекции, экспериментальные научные исследования посвящены вопросам физиологии, патофизиологии и терапии речи. По проблемам речи опубликованы научные работы в области сурдопедагогики и логопедии.
- Ипполитова Анастасия Гавриловна (1902—1986). Трудовая деятельность началась в детском доме для глухонемых детей, затем она поступила на дефектологический факультет 2-го МГУ, по окончании которого получила специальность сурдопедагога и логопеда. Работала в различных специальных учреждениях Москвы, а с 1946 года — в Центральном невропсихиатрическом диспансере для детей и подростков, сочетая практическую работу логопеда с научной в НИИ дефектологии АПН РСФСР и пеДагогичес-кой — в МГПИ им. В. И. Ленина. В это же время стала главным методистом Москвы.