День авиационного диспетчера: история и поздравления

Международный день авиадиспетчера —  профессиональный праздник авиадиспетчеров и работников, занятых управлением воздушным движением, проводимый для того, чтобы отдать дань уважения людям, обеспечивающим безопасное движение воздушных машин.

Отмечается ежегодно 20 октября.

Празднуется: в России, Украине, Беларуси и других странах мира
Учрежден: в 1961 году
Значение: приурочен к созданию Международной федерации ассоциаций авиационных диспетчеров (МФААД) 20.10.1961
Традиции: подводятся итоги работ и достижений, обозначаются планы на следующий год

История происхождения

Международный день авиадиспетчера

Дата 20 октября для проведения Международного дня авиадиспетчера была выбрана совсем не случайно. Именно в этот день в 1961 году в столице Нидерландов Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров.

Это событие, важное для стандартизации управления грузовыми и пассажирскими авиационными перевозками, и положило начало новому профессиональному празднику

Фактически традиция отмечать этот день зародилась в России. На протяжении 90-х годов представители Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России неоднократно поднимали перед авиационными властями Российской Федерации вопрос, связанный с учреждением профессионального праздника авиадиспетчеров, приуроченного к памятной дате, связанной с историей профессии и служб движения гражданской авиации СССР — России.  Однако, он так и не был даже рассмотрен.

Авиадиспетчеры в СССР

В дальнейшем, в связи с бездействием по данному вопросу и безразличием авиационных властей того времени к истории Аэронавигации, представителями Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России было условлено, что в честь принятия в 1993 году ФПАД России в Международную федерацию ассоциаций (профсоюзов) авиационных диспетчеров (IFATCA), считать дату создания IFATCA – Днём авиадиспетчера и ежегодно направлять поздравления с этим событием всем коллегам в России и странах СНГ.

Именно так в России и появилась традиция отмечать Международный день авиадиспетчера – 20 октября, который на настоящее время отмечается и в большинстве стран СНГ.

Вместе с тем, в результате популяризации даты – 20 октября, проводимой ФПАД России, убежденность авиационных властей России в том, что дата создания IFATCA является Международным днём авиадиспетчера, стала выражаться в ежегодных поздравлениях работников служб управления воздушным движением России с этим праздником, в том числе и со стороны руководства  гражданской авиации России.

Как отмечают? Традиции

Авиадиспетчеры

В этот день во всем мире поздравляют авиадиспетчеров. Рассказывают об их работе, выходят интервью с представителями профессии. В организациях вручают награды и премии, устраивают корпоративы. Официальный выходным праздник не является.

В каких странах празднуется?

Праздник отмечают 20 октября в России, странах СНГ, а также европейских странах и США.

Поздравления

День авиадиспетчера

Не важно день иль ночь, иль может вечер,
Всегда он во внимании и ясности,
Ведь он же — смелый авиадиспетчер,
Так он обучен — в целях безопасности!
Его мы чтим за полную отдачу,
Самоотверженность в работе бесконечную,
Ответственность серьезную впридачу,
Внимание, и память безупречную.
Мы авиадиспетчеров поздравим
С их днем, и дело их прославим!

Есть профессия на белом свете,
Где ответственность всего важней —
Ведь авиадиспетчеры в ответе
За технику, полеты и людей.

Труд ваш — незаметное геройство,
А желанье славы — не порок…
Вас поздравит от души, от сердца
К Дню авиадиспетчера, этот поздравок.

Поздравляю с Международным днём авиадиспетчера. Желаю чёткого контроля и внимания, большого чувства ответственности и взаимопонимания, благополучной деятельности и удачи, личного счастья и верной любви.

Что подарить?

Швейцарские наручные часы

В первую очередь, воплощение точности — швейцарские и японские наручные часы, механизм которых спокойно и неустанно отмеряет одну секунду за другой, уплывающие в бесконечность, и записную книжку в кожаном переплете.

В качестве настольного подарка прекрасно подойдет вращающийся подсвеченный глобус, на котором стикерами можно отмечать маршруты движения «подшефных» лайнеров.

Поздравляя диспетчера по-домашнему раскованной обстановке, вручите ему презент с юмористическим подтекстом — рулетку для принятия решений или часы-будильник, чтобы не заснуть на работе.

Не стоит беспокоиться — эти забавные вещицы останутся дома, напоминая виновнику торжества о веселом празднике. А, слушая шутки авиадиспетчеров, не принимайте их слишком близко к сердцу, а то у вас не возникнет желания подниматься на борт самолета, ведь на самом деле вы общаетесь с самыми надежными людьми на свете.

Конкурсы

Данные конкурсы можно проводить во время корпоративов:

  1. «Создаем ракету будущего». Проявим фантазию. Трое участников одновременно начинают рисовать модель ракеты, какой она будет, по их мнению, через 50 лет. На создание модели дается 5 минут. Победителя определяют зрители.
  2. «Представляем марсианина». И снова фантазия. Вы готовы встретить живого марсианина? Чтобы его узнать, нарисуйте, как он выглядит. 5 человек одновременно начинают рисовать самого удивительного марсианина. За 3 минуты они должны отразить в рисунке все особенности и черты характера нашего брата по разуму. Победителя определяют зрители.
  3. «Звездочет». Проверяем свою реакцию. В произвольном порядке участники игры располагаются по залу и приседают. Это «звезды». Но светить «звезда» может только стоя. Участники по очереди неожиданно встают. Задача Звездочета, гуляющего между звезд, дотронуться до светящейся «звезды». Если он успевает задеть «звезду», то «звезда» переходит в Звездочеты, а Звездочет становится «звездой». Кто ни разу не водил – самый ловкий.

О профессии

Международный день авиадиспетчера

Авиадиспетчер – опасная и ответственная по психоэмоциональной нагрузке профессия.

Такой специалист должен знать авиационные правила, воздушную навигацию, технические данные воздушных судов, метеорологию, владеть английским языком, иметь психологическую подготовку.

Авиадиспетчер обязан неукоснительно следовать утвержденным инструкциям и регламентам. Ему не разрешается оставлять свое рабочее место ни на секунду. Его внимание должно постоянно быть приковано к экрану монитора с момента запуска двигателя до заруливания судна после посадки.

Он следит за точным движением и проходом воздушной машины, контролирует ее полет, высоту, направление движения. Авиадиспетчер имеет право изменять тот или иной показатель.

Интересные факты

Авиадиспетчер

  • Федеральные профсоюзы специалистов России в 1991 году нередко организовывали забастовки с целью отстаивания собственных интересов. Для прекращения несанкционированных митингов правительство страны в 1999 году приняло указ о запрете проведения забастовок сотрудниками авиации. ФПАД пытались оспорить решение Госдумы в суде, но после получения отказа стали объявлять голодовки.
  • Должность авиадиспетчера может занимать человек, отличающийся высоким профессионализмом, имеющий немалый опыт в работе с авиалайнерами, владеющий сертификатом о знании английского языка 4 категории ИКАО. Не менее одного раза в 2 года они проходят медицинскую комиссию и могут занимать должность авиадиспетчера до 50 лет, после необходимо получить специальное заключение врачебной комиссии.
  • В этот день, 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково в Москве произошла катастрофа, повлёкшая за собой гибель четырёх человек. Одним из виновников аварии считают авиадиспетчера.

Похожие праздники

  • 9 февраля – День работника гражданской авиации. Он появился в 2013 году и приурочен к дате возникновения воздушного флота.
  • На 12 июля приходится Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.
  • В третье воскресенье августа свой профессиональный праздник – День Воздушного Флота России – отмечают лётчики, инженеры, техники, диспетчеры, бортпроводники и работники авиационной инфраструктуры, связанные с Воздушным Флотом России.
  • 7 декабря празднуют Международный день гражданской авиации (International Civil Aviation Day). Он был учрежден в 1996 году Генеральной Ассамблей ООН.

Знаменательные события

Мемориал жертвам катастрофы и диспетчеру Петеру Нильсену в офисе «Skyguide»

Столкновение над Боденским озером — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 1 июля 2002 года. В небе над Германией около Юберлингена и Боденского озера столкнулись пассажирский авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» (БАЛ) (рейс BTC 2937 Москва—Барселона) и грузовой самолёт Boeing 757-200PF авиакомпании DHL (рейс DHX 611 Мухаррак—Бергамо—Брюссель).

Погибли все находившиеся в обоих самолётах 71 человек — 2 на Boeing 757 (оба пилота) и 69 на Ту-154 (9 членов экипажа и 60 пассажиров, среди которых было 52 ребёнка).

Во вторник 24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен был убит на пороге своего дома, получив 12 ножевых ранений. По подозрению в убийстве был арестован 46-летний Виталий Константинович Калоев, потерявший в катастрофе жену Светлану (43 года) и двоих детей — сына Константина (10 лет) и дочь Диану (4 года).

Калоев заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен просто попросил у него прощения за то, что произошло, но Нильсен толкнул Калоева по руке и выбил фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого — Калоев своей вины в убийстве не признал (но и не отрицал. 26 октября 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорён к 8 годам заключения.

Фильмы

«Управляя полетами»

Управляя полетами

Ник Фалзоне – самый известный человек в Нью-Йоркском аэропорту. Пассажиры, правда, о нём и не слышали, а вот пилоты и коллеги по диспетчерской службе расплываются в улыбке, когда слышат в наушниках его голос. Ник не только точно и доступно сообщит все необходимые для посадки и взлёта параметры и условия, но и шуточку отпустит и настроение поднимет.

Рассел Бэлл – новый напарник Ника и его позитив нисколько не ниже. Между ними невольно возникло что-то вроде соревнования, которое с каждым днём грозит перейти установленные уставом границы дозволенного. Но на службе оба себе такого не позволяют, а вот в личной жизни шаг за грань сделать намного легче.

«2:22»

2:22

Авиадиспетчер Дилан Брэнсон в 2:22 часа дня чудом предотвращает столкновение двух самолетов благодаря внезапно вспыхнувшей в небе световой вспышке, которая осеняет его. Дилан понимает, что это событие весьма неординарное, поэтому он начинает выяснять причину странной метаморфозы, произошедшей с ним в 2:22 по полудню.

Помощником мужчины в этом деле становится Сара – пассажирка одного из самолетов, аварию которого предотвратил Дилан. Вместе с ней герой приступает к поискам правды о вспышке и времени «2:22», понимая, что эта правда может оказаться шокирующей…

«Аэроплан!»

Аэроплан!

Пассажирский самолет, перевозящий группу людей, может потерпеть крушение. Это объясняется тем, что пилоты не способны управлять транспортным средством. Из-за пищевого отравления, они вынуждены отойти от штурвала самолета. На борту пассажирского самолета оказывается бывший военный летчик.

Стюардесса вместе в бывшим летчиком должны спасти пеструю команду пассажиров, которые обречены на гибель без помощи. Новоявленный пилот и его малоопытная помощница должны испытать большое количество ситуаций и столкнуться с невероятными приключениями, в которых на каждом шагу их подстерегает опасность. Пилот и стюардесса должны любыми силами спасти пассажиров.

Как стать авиадиспетчером?

Чтобы стать авиадиспетчером, нужно пройти серьезную подготовку: 3-4 года в профильных средних и 5 лет в высших учебных заведениях. Кроме этого, каждые 3 года диспетчер авиалиний проходит курсы повышения квалификации, и раз в 2-3 года подтверждает действующее свидетельство авиадиспетчера.

Известные личности

Михаил Ефимов (1881-1919) — Первый русский авиатор

Михаил Ефимов

В 1909 г. в Одессе М. Ефимов совершил полет на планере, став первым русским авиатором. 21 марта 1910 г. Ефимов совершил первый в Российской Империи публичный полет — сто тысяч зрителей наблюдали, как он пять раз взлетал в небо (три раза в одиночку и дважды с пассажирами на борту).

Работая в севастопольской летной школе в 1910 г., Михаил Никифорович впервые выполнил пикирование и планирование с выключенным двигателем самолета. В Первой Мировой войне ему доверяли самые сложные и опасные задания — он бомбардировал и фотографировал позиции противника. Во время гражданской войны М. Ефимов был казнен белогвардейцами.

Петр Нестеров (1887-1914)

Петр Нестеров

Летчик, впервые сделавший «мертвую петлю» и впервые применивший в бою таран.

П. Нестеров увлекся авиацией в 23 года, став членом Нижегородского клуба воздухоплавания. 27 августа 1913 г. Нестеров впервые в мире сделал «мертвую петлю» на французском самолете «Ньюпор-4». Это была первая фигура высшего пилотажа.

Во время Первой Мировой войны Петр Николаевич был пилотом самолета-разведчика. 8 сентября 1914 г. Нестеров вылетел на перехват австрийского двухместного самолета-разведчика «Альбатрос», чтобы сбить его тараном.

Он попытался ударить самолет противника шасси своего аэроплана по краю несущей плоскости. Но удар пришёлся в середину «Альбатроса», колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху.

Скорее всего, Нестеров погиб в момент столкновения, а так как второпях, перед взлетом, он не привязался к сидению, то от удара его выбросило из самолета. Таран достиг цели — «Альбатрос» австрийцев потерял управление, и упал, летчики погибли.

Владимир Коккинаки (1904-1985)

Владимир Коккинаки

Самый награждаемый советский авиатор, поставивший 22 мировых авиационных рекорда.

Единственный с 1935 г. до конца 1950-х годов летчик-испытатель КБ Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60 самолетов, начиная с поршневых и заканчивая реактивными, не допустив ни одной аварии. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.

На счету Владимира Коккинаки более 20 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и высоты полета, в числе которых — покорение высоты 14 575 метров на биплане с открытой кабиной. Он — единственный летчик в СССР, получивший бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец воздушного пути между Европой и Америкой, по которому и в настоящее время осуществляются полеты.

Коккинаки получил огромное количество государственных наград: две «Золотые звезды» Героя Советского Союза, шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны первой степени и четыре ордена Красной Звезды. Такое количество наградных знаков не удавалось собрать ни одному летчику СССР.

Оцените статью